oka57 (oka57) wrote,
oka57
oka57

Categories:

Публика и Элита


O профессиональной и непрофессиональной оценках поэзии

1.     Введение

Это эссе было прочитано в виде доклада в сокращенном виде в августе 2011 на заседании Милбурнского литературного клуба. Материалы к этому эссе, впрочем, были готовы год назад. Аналогичное эссе на примере фотографии и на английском языке - здесь: http://oka57.livejournal.com/36981.html

Это эссе о том, как Публика и Элита (или Эксперты) воспринимают, оценивают и видят искусство на примере поэзии. Хочу сразу же подчеркнуть, что речь никоим образом не пойдет о социальной элите. Под Элитой в этом эссе понимается творческая и около-творческая элита, Элита от Искусства, или, иногда более конкретно, Элита от Поэзии. Все положения эссе применимы к поэзии, но я достаточно часто буду говорить об искусстве вообще. Ведь интересно отметить и общие тенденции в искусстве, когда они существуют, не так ли? В эссе речь пойдет в основном о различии во вкусах Публики и Элиты. Хочу подчеркнуть, что различия во вкусах этих групп – не единственный фактор, действующий на наше восприятие, или на нашу положительную или отрицательную оценку того или иного стихотворения, или того или иного произведения искусства. Существуют и другие важные факторы, действующие на восприятие, но их обсуждение находится за пределами этого эссе.

Два слова о моем отношении к искусству. Я пишу стихи и фотографирую, специализируясь на студийных портретах. Некоторые мои стихи и несколько фотографий опубликованы. У меня также есть небольшой опыт в керамике и мозаике. Мой многолетний интерес к теории восприятия искусства отражен в нескольких эссе и многочисленных онлайн дискуссиях на эту тему, на примере поэзии и фотографии.

2.     Элита – кто они?

Для начала я хочу дать более или менее точно определение элиты для нужд этого эссе. Как я уже упоминала, это не социальная элита, а элита от конкретного искусства или, для нужд этого эссе, элита от поэзии. Публика – это все остальные. В дальнейшем я еще буду говорить о переходной группе Новичков.

Элита в поэзии – это признанные поэты или поэты-профессионалы, эксперты, литературные критики, специализирующиеся в поэзии, и знатоки поэзии. Аналогичным образом можно определить элиту для любого искусства: это профессионалы в этом виде искусства, эксперты, критики и знатоки.

При всем многообразии переходных стадий, различие между элитой и публикой, или, в первом приближении, профессионалами и непрофессионалами, вполне реально и многие с этим согласятся. Я бы еще добавила, что это различие зависит от группы людей, рассматриваемых в данный момент. Один и тот же человек может быть профессионалом или экспертом для одной группы людей и принадлежать публике в другой, более профессиональной группе. Например, знаток поэзии на «высоком» интеллигентном уровне, сочиняющий стихи для провинциальной газеты, вполне может быть по сравнению со своими друзьями элитой или профессионалом в поэзии. Однако, скорее всего его нельзя считать профессионалом по сравнению с известными литературными критиками или с поэтами, регулярно печатающимися в Неве или Арионе, или с поэтами, чьи имена мы учили в школе.

Почему я рассматриваю эти четыре группы вместе, называя их Элитой: профессионалов в определенном виде искусства, экспертов, критиков и знатоков? Потому что люди из этих групп знают, понимают и чувствуют искусство, в котором они специализируются, обычно заметно лучше, чем Публика или Ученики. Например, элита от поэзии знает в тонкостях правила стихосложения, историю поэзии, творчество великих и не столь великих поэтов. Элита знакома со многими и многими произведениями искусства и, как правило, разбирается в различных его течениях (скажем, акмеизм или футуризм в поэзии). Тем самым, элита от поэзии способна более компетентно, чем публика, судить об оригинальности какого-либо стихотворения (насколько оригинальность может быть точно установлена, но это – тема другого разговора). Элита в определенном смысле натренирована в своем искусстве и эта тренировка делает ее понимание, воприятие и чувства статистически лучше, подобно результатам любого вида тренировки: в спорте, в умении обращаться с компьютером, или в вокале. Хотя, конечно же, даже серьезные тренировки не являются гарантией серьезного успеха.

3.     Вкусы публики и элиты

Теперь я хотела бы поговорить, какого рода искусство предпочитает Элита и какое искусство  предпочитает Публика. Все последующие наблюдения – чисто статистические, в среднем. Речь идет только о тенденциях...

- О сложности и простоте: Элита часто предпочитает искусство настолько сложное (Герман Гессе, некоторые стихотворения Мандельштама или Бахыта Кенжеева) или настолько простое (Черный квадрат Малевича), что публике эти произведения искусства неизвестны, безразличны или активно не нравятся. Сложное искусство может вызывать сложные мысли, чувство неопределенности, многозначности, или предоставлять только рамки для развития эмоций и мыслей читателя или зрителя. Например, я участвовала в бурной дискуссии по поводу следующего короткого стихотворения Мандельштама:

Люблю появление ткани,
Когда после двух или трех,
А то четырех задыханий
Придет выпрямительный вздох -
И дугами парусных гонок
Открытые формы чертя,
Играет пространство спросонок -
Не знавшее люльки дитя.

Насколько это стихотворение просто или сложно, определенно или неопределенно, я сейчас обсуждать не буду, но обсуждающие разделились на два четко выраженных лагеря: тех, кто считал что его неопределенность и сложность приемлема, и тех, кто считал, что неприемлема. Принимающие обвиняли противоположную сторону в зашоренности и прочих грехах, отвергающие обвиняли противников в претенциозности и притворстве. «Не может нормальный человек всерьез такое любить». Надо ли говорить, в каком лагере, только средне-статистически, я вижу в основном знатоков поэзии, и в каком я вижу в основном публику по отношению к этому стихотворению Мандельштама? Это была довольно типичная дискуссия об искусстве, различные вариации которой я слышала и видела неоднократно, конкретно в поэзии, живописи, музыке и профессиональной фотографии.

- О техническом мастерстве: Профессионалам, экспертам, критикам и до какой-то степени знатокам часто необходимо техническое мастерство, в той степени, в какой оно применимо к определенному виду искусства или к его конкретному жанру. Публика в этом отношении гораздо более расслаблена, во многом потому, что она не знает многих технических аспектов этого вида искусства, или ей все равно. Применительно к поэзии, можно упомянуть более тонкие аспекты рифмовки, как например, является ли «театра – гладиаторов» «хорошей» или «плохой» рифмой, или насколько вид рифм должен или не должен соблюдаться на протяжении всего стихотворения.

- Маргинальность: В отличие от публики, элита от искусства часто любит пограничные или маргинальные произведения искусства. Это наблюдение относится скорее к элите последних лет 100. Элита все уже перевидала и ей необходима оригинальность, и элита способна оценить оригинальность. Маргинальное или пограничное искусство является одним из способов добиться оригинальности, хотя, конечно, не единственным способом. Наблюдение это относится скорее к визуальным видам искусства, чем к поэзии (скажем, акула в формальдегиде или писсуар, как искусство), но и в поэзии можно упомянуть, скажем, некоторые стихотворения Кедрова на грани смысла или на грани обыденного смысла:

Невеста лохматая светом
невесомые лестницы скачут
она плавную дрожь удочеряет
она петли дверные вяжет
она пальчики человечит
стругает свое отраженье
на червивом батуте пляшет
ширеет ширмой мерцает медом

- Знание: Элита знает свой вид искусства, скажем поэзию. Она знает поэтов прошлого и современности, она знает сиюминутные значимые для этого искусства события. Публика часто не знает или знает заметно меньше.

- Отрицательные эмоции идут в зачет: Элита зачастую считает отрицательные эмоции, шок, вызываемые конкретным произведением искусства, положительным явлением. Любая эмоция – это хорошо, только равнодушие плохо. В визуальных искусствах это, скажем, графическое изображение насилия или экскременты в качестве изобразительного средства. Публика в основном предпочитает положительные эмоции. Убедительных примеров для поэзии я не знаю. Mожно вспомнить садистские стишки, популярные много лет назад. Насколько любовь к ним элитарна, впрочем, очень большой вопрос, но что они привлекали во многом именно шоковым аспектом, для меня несомненно. Для тех, кто не знает, классический пример:

Недолго мучалась старушка
В высоковольтных проводах.
Ее обугленная тушка
Внушала долго птицам страх.

- Избранное искусство: Элита от искусства решает, что будет выставлено в музеях и какие стихи будут напечатаны в журналах. Публика достаточно часто жалуется о качестве современных журнальных поэтических публикаций.

- История искусства: Элита пишет историю искусства, включая поэзию: в журналах, в газетах, на престижных сайтах, в рекламируемых элитой же уважаемых книгах. Это вполне вероятное объяснение, почему только «настоящее» искусство выживает со временем. Публику в основном не заботят вышедшие из моды имена. Злободневные стихи Дмитрия Быкова читают больше, чем Фета и вполне может быть, что больше, чем Блока.

- Единственной правильный вкус: И публика, и элита зачастую считают, что их вкус – единственно правильный вкус. Стоит, правда, отметить несколько важных тенденций. Новички в искусстве (или в поэзии), хотя по-прежнему принадлежат к публике, обычно слушают мнение элиты, иногда жертвуя своим видением в угоду элитарному или професиональному видению (подобная «жертва» имеет свои плюсы и минусы). Элита, которая ценит только общепонятное искусство, только общепонятную поэзию, имеет вкусы, сходные с публикой и им это нравится, они считают это правильным. Профессиональные критики, дилеры и редакторы зачастую понимают и элитарные, и неэлитарные вкусы, и могут менять свой выбор и свои рекомендации в зависимости от целевой аудитории. Формируются ли элитарные вкусы, особенно у категории Знатоков, независимо друг от друга, или просто элита предпочитает любить то, что другие представители элиты любят? Я много раз слышала утверждение, особенно от представителей публики, что невозможно себе представить, что такое-то и такое-то, произведение, такое-то и такое-то стихотворение может искренне нравится. «Они просто притворяются, что это им нравится, а на самом деле oни просто слепо следуют моде». Я лично думаю, что элитарные вкусы могут развиваться и независимо, и зависимо от окружения.

4.     Приобретение элитарных вкусов

Все представители элиты от любого искусства, все профессионалы когда то были новичками в какой-то момент своей жизни. Чем больше они занимаются тем или иным искусством, тем больше их вкусы и мнения изменяются.

Насколько я себе представляю, несколько факторов ответственны за эволюцию вкусов и мнений отдельного будущего профессионала или представителя элиты от искусства. В каждом конкретном случае часто нельзя сказать, какие именно факторы были наиболее важны.

Вы не можете быть элитой или профессионалом только в своих глазах, вообще, в искусстве, и в поэзии в частности. Кто-то еще должен считать ваши мнения и вкусы профессиональными или близкими к ним. Для каждой профессии это означает, что вы должны владеть определенным набором навыков и суждений и вы должны быть способным адекватно их продемонстрировать другим профессионалам или знатокам. Вы можете частично отколоться от профессиональной среды и начать делать что-то по-другому или приобрести свое особое мнение, но, по мере вашего отдаления от среды профессионалов, профессионалы все меньше и меньше склонны вас считать одним из своих, до тех пор пока не произойдет полный разрыв. Вы больше не профессионал, не элита или никогда таковым и не были. Чем больше вы игнорируете или нарушаете какие-либо правила или соглашения, неважно идет ли речь о правилах Публики или правилах Элиты, тем меньше вы принадлежите соответственно Публике или Элите. Это, кстати, весьма общее положение, применимое к любой социальной группе.

Каков же механизм приобретения элитарных или профессиональных вкусов или навыков? Существует несколько возможностей:
- Новичок просто верит мнению элиты, особо не размышляя, и это вполне срабатывает.
- Новичок принимает мнение элиты и действительно видит и чувствует, что да, это мнение правильное, это – работает, эта мысль верна. Жаль, что он не знал это раньше. По сути – это сознательная учеба.
- Новичку это мнение не нравится, но он пасует перед ним, опасаясь унижения от своих более образованных собратьев, и понемногу привыкает к этому мнению. «Молитесь и вера придет» - обычный совет священников.
- Новичку это мнение не нравится, но он приобретает другие профессиональные навыки и мнения и затем с успехом (если ему повезет) нарушает несколько правил и соглашений определенного искусства и становится знаменитым в каких-либо кругах. Когда люди говорят, что в искусстве нет правил, посмотрите на такого-то, чаще всего это именно случай нарушения нескольких, но отнюдь не всех правил. Простейшие примеры – импрессионисты или Маяковский.
- Новичок остается, увы, новичком.

5.     Глубокое понимание искусства

Большинство элиты чувствует и понимает соответствующее искусство глубже, чем обычные люди. Люди понимающие искусство глубже и богаче – это люди, которые видят и понимают аспекты искусства, которые публика не видит или не понимает, если, конечно, эти аспекты действительно существуют. Подобное понимание может включать как и чисто технические аспекты соответствующего искусства, так и не технические, как например, способность читать между строк или расшифровывать эмоции героя. В идеале, профессионал или знаток должен очень хорошо понимать и технические, и не технические аспекты соответствующего вида искусства, но неочевидно, что и то, и другое действительно необходимо для профессиональности.

Что именно дает возможность человеку понимать искусство, скажем, поэзию, богаче и лучше обычного? Например, следующие факторы:
- Опыт с соответствующим искусством. Чем больше вы видите или слышите это искусс
tво, чувствуете его, подвержены его влиянию, обсуждаете его, читаете о нем, тем больше вы способны видеть и чувствовать нюансы, оригинальность или вторичность, тем больше ваша душа или сердце становятся натренированными, подобно спортивным тренировкам. Читайте и обсуждайте больше стихов и вы будете чувствовать их лучше.
- Творите искусство, пишите стихи. Тогда не только вы погружены в искусство, но также знаете и его техническую сторону. Обычно это делает ваш опыт в искусстве богаче, но возможен и серьезный побочный эффект: техническая сторона дела может начать играть слишком большую роль в вашем восприятии. Прекрасные эмоциональные стихи, в которых «нарушено» какое-либо правило стихосложения, могут получить теперь только отрицательную оценку. Публику, как правило, не волнуют нарушенные правила стихосложения или она готова применять только примитивные, выученные в школе.
- Восприимчивая душа. Я считаю, что такое существует, и такая душа также дает возможность чувствовать соответствующее искусство богаче обыкновенного. Есть стихи, скажем, некоторые стихи у Мандельштама или у Кенжеева, которые мне мало, что дают. До какой-то степени я считаю, что я к ним недостаточно восприимчива. Впрочем, может быть мы просто на разной волне.
- Откровение. Я имею в виду откровение в смысле восприятия определенного жанра, или определенного поэта или художника, или определенного произведения искусства. Я не понимала феномен Гойи, пока не побывала в музее Прадо в Мадриде. Там на меня снизошло самое настоящее откровение и понимание, которое отбросило свой свет и на другие его произведения.

6.     Влияние мнений Публики и Элиты

Влияние мнений Публики и Элиты друг на друга в основном происходит по следующим каналам. Часть нижеследующих положений к поэзии неприменимо.

- Публика – это деньги. Искусство, которое только для публики, приносит гораздо больше дохода, чем искусство, которое только для знатоков или элиты от искусства. Фильмы для публики показывают во многих огромных кинотеатрах, а элитарные фильмы, скажем, многие фильмы с международных фестивалей, показывают в немногих и маленьких залах. Элита смотрит фильмы для публики (не все или не все считает настоящим искусством), но публика почти никогда не смотрит фильмы для элиты. Похожая картина наблюдается в других искусствах. Так как публика – это деньги, многие серьезные художники и поэты творят то, что публике нравится. Стихи Быкова читают многие и читать их легко.
- Элита – это слава. Часто слава в гораздо более узких элитарных или прфессиональных кругах, но творцы все равно хотят эту славу в глазах элиты, поскольку считается, что ее вес больше. Но я бы сказала, что слава в элитарных кругах действительно весит больше, если речь идет о сложном для восприятия искусстве, которое в среднем труднее производить. Впрочем, я не считаю, что элитарная слава многих современных картин и инсталляций, многие из которых концептуально очень просты, весит больше. В этом отношении я необразованная, нечувствующая публика.
- Часть публики хочет стать элитой и поэтому ценит элитарное/профессиональное мнение.
- Современные музеи изобразительных искусств в основном для знатоков и прочей элиты. Так что какое-то обучение публики происходит и по этим каналам.
- Серьезные современные поэтические журналы рассчитаны на вкусы элиты. Публика их просто не читает. Время 60-х прошло. Но когда-то публика читала их и ее взгляды приближались к элитарным.

7.     Публика и Элита, как социальные группы

Мы все принадлежим ко многим социальным группам одновременно. Группы могут быть по стране проживания, национальности, полу, образованию, психологическому типу, хобби, взглядам политической партии, по профессии, восприятию определенного вида искусства и т.п. Принадлежность ни к какой из этих социальных групп не определает нас полностью, как личность. Принадлежность к группе также не сколько определяет часть нашей личности, сколько что-то говорит о нашей личности, в большей или меньшей степени. Наши группы влияют на нас в смысле наших воззрений и нашего восприятия. Чаще всего мы не только принадлежим к какой-либо группе, но и хотим быть ближе к ней, и сознательно или подсознательно мы принимаем те или иные мнения, превалирующие в той или иной группе.

Из английской Википедии в моем переводе:
«В социальных науках группа может быть определена, как два и более человека, которые взаимодействуют друг с другом, принимают на себя ожидания и обязанности членов группы, и разделяют общее самосознание. Настоящая группа показывает ту или иную степень социальной связи и является большим, чем просто коллекцией или собранием индивидуумов, вроде людей, ждущих на автобусной остановке. Характеристики, разделяемые членами группы, могут включать интересы, ценности, представления, этническое или социальное происхождение, и родственные связи. Пол Хэр считает определяющей чертой группы социальное взаимодействие.»

С этой точки зрения элита от искусства (творцы, эксперты, критики и знатоки) являются группой, хотя, конечно, не столь жестко определенной, как пол или страна проживания. Общий интерес элиты от искусства – это соответствующее искусство. Элита зачастую гордится тем, что понимает и принимает сложное искусство, которое публика не понимает. Элита охотно распространяет новости и мнения об искусстве, которые неинтересны или кажутся неверными публике. «А читали Вы уже такую-то книгу?» «А что Вы думаете о Владимире Гандельсмане?» «А, пока не читали...»

Публика не является столь сформированной группой, как элита. Большая часть публики вообще не интересуется искусством (кроме фильмов и чего-нибудь разноцветного в гостиной) и поэзией в частности. Но публика, которая все-таки думает об искусстве и которая сравнивает свои представления об искусстве с представлениями элиты – уже более определенная социальная группа. Какая группа, Публика или Элита, более склонна считать, что искусство должно быть всеобщим и понятным? Какая группа более склонна к игнорированию профессионального мнения?

8.     Как понятия Публики и Элиты могут помочь в творчестве?

Эта часть эссе расчитана на людей, которые практически занимаются каким-либо искусством, скажем, пишут стихи или фотографируют. Несмотря на то, что я в основном интересуюсь тем, как устроены различные вещи, а также тем, как устроены наши головы, так сказать, я вижу некоторые практические применения понятий Публики и Элиты.

Большинство поэтов имеют некоторые предварительные представления о том, как их стихи будут приняты в большом мире. Иногда эти представления не оправдываются, особенно у начинающих поэтов. Одной из причин, почему стихотворение может не нравится конкретной аудитории, может быть то, что это стихотворение и не было создано для этой аудитории. Если стихотворение было сознательно или подсознательно написано для элитарного восприятия, оно скорее всего не понравится Публике. Я уже говорила о том, как отличаются в среднем вкусы Публики и Элиты. В моем представлении Кенжеев во многом элитарен, а стихи Дмитрия Быкова безусловно для публики (я лично считаю их достаточно слабыми во многих поэтических отношениях). Неоределенно-символичное стихотворение будет скорее для Элиты, а что-то простое и неоригинальное, но зажигательное – для Публики. Для кого, как вы полагаете, следующий отрывок из стихотворния?

Засыпа’л скульптурою, а очнулся — посмертным слепком,
и полуслепцом к тому же. В зимний омут затянут,
поневоле он думает о государстве крепком,
где журавли не летают, зато и цветы не вянут

Так что в следующий раз, когда ваше стихотворение каким-либо читателям не понравится, одной из возможных, только возможных причин может быть это различие между Публикой и Элитой.

9.     Заключение

Это эссе – об одном из многих факторов, которые влияют на наше восприятие искусства, на наши симпатии и антипатии в искусстве. Существуют и другие факторы, некоторые из которых я обсуждаю в других своих эссе.

© Анна Голицына

Tags: восприятие искусства, стихи, философия, эссе
Subscribe

  • Шито-крыто

    Шито-крыто Белыми нитками, Ремнями черными, Ариадниной нитью Кроваво-красной. За каким углом Найдем Минотавра? Вырыты-врыты Столбы пограничные,…

  • Осколки

    У этого слог Фианитом искрится Та вяжет шарфы На заказ и в подарок А этот ночами Согреет ладони Над бочкой с углями Пока его девушка Бьет все…

  • О полетах во сне и в старости

    Каждый вечер воло'чишь себя на кровать И как будто не жил, до предела устал. Все же можешь сказать себе: Да, я летал. Да, я знаю, как можно и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments